orientalist_v (orientalist_v) wrote,
orientalist_v
orientalist_v

Category:

Оружие смелых



В то время как на Пиренеях шла Гражданская война, на Дальнем Востоке разгорелся военный конфликт между ослабленным междоусобицами гоминдановским Китаем и набиравшей силу милитаристской Японией. Последняя, благодаря слабости своего оппонента, сумела захватить северо - восточные провинции бывшей "Поднебесной империи" и создала там марионеточное государственное образование, получившее название Маньчжоу - Го. Главной целью создания этой "державы" в "Великой Восточной Азии" было укрепление и расширение плацдарма для будущих операций против того же Китая, а в перспективе и против СССР.

Инцидент, спровоцированный японцами 7 июля 1937 года в районе Лугоуцяо под Пекином, послужил поводом для начала очередного этапа войны против Китая. Китайская авиация существенно уступала японской как в численности, так и в техническом уровне матчасти, да и подготовка большей части её лётного состава также оставляла желать много лучшего. Неудивительно, что в летних сражениях того года гоминдановские ВВС понесли тяжёлые потери, что вынудило правительство Чан Кай Ши обратится за помощью к мировому сообществу.

Как и в случае с Испанией, первым откликнулся Советский Союз, и уже осенью в Китай хлынул поток советской военно - технической помощи. Отправились за Амур и лётчики - добровольцы, прибывшие в район боевых действий в октябре 1937 года и спустя месяц начавшие участвовать в боях. Как бы там ни было, но первый ( зафиксированный в исторической литературе ) таранный удар совершил лётчик японского императорского флота.

9 декабря во время налёта 15 бомбардировщиков G3M2, сопровождаемых 8 истребителями А5М на Наньчан на перехват японской армаде взмыли 4 китайских истребителя "Хаук" III из состава 26-й эскадрильи. Надо отметить, что уцелевшие к этому времени немногочисленные китайские лётчики с довоенной подготовкой уже умели достаточно грамотно вести групповой воздушный, но... их техника к этому не располагала. Несмотря на это, совместными усилиями им всё же удалось сбить один G3M, а два других повредить. Коршунами бросавшиеся на "Хауки" А5М смогли сбить только один китайский истребитель, который был записан на счёт подпоручика Кашимуры уже одержавшего до этого 2 победы 22 ноября.

Выходя из очередной атаки подпоручик Кашимура консолью своего А5М снёс часть верхнего крыла "Хаука", который тут же вошёл в штопор. Удар не прошёл бесследно и для самолёта Кашимуры: его А5М лишился трети крыла, но пилоту с помощью закрылков всё же удалось сохранить контроль над повреждённой машиной, которую он привёл на авиабазу. Правда, приземлиться ему удалось лишь после 4-го захода, что позволило его однополчанам сделать несколько феноменальных снимков. И всё же после приземления самолёт ремонту не подлежал, так как на пробеге фюзеляж разломился пополам и его хвостовая часть тут же превратилась в груду обломков. Пилот при этом не получил ни единой царапины !

История с тараном и последующим полётом "на честном слове и на одном крыле" получила широкую огласку и Каничи Кашимура стал национальным героем Японии. [ Каничи Кашимура одержал в Китае 8 побед, после чего служил инструктором в авиаучилище города Йокосука. Во время 2-й командировки в Китай в конце 1939 года он не сбил ни одного самолёта. После этого был возвращён на прежнюю должность в училище. В октябре 1942 года был направлен в 582-ю авиагруппу на Новую Гвинею. Погиб 6 марта 1943 года в воздушном бою с Р-39 из состава 67-й эскадрильи над островом Руссель. ]

Второй случай имел место 22 декабря в последнем в тот день бою над Наньчаном, когда аэродром возле этого города, где базировались китайские эскадрильи и один отряд советских истребителей И-16 под командованием лейтенанта С. Л. Смирнова, атаковали 11 японских бомбардировщиков, сопровождаемые дюжиной истребителей А5М из состава 13-го авиаотряда авиации флота, приписанного к авианосцу "Кага".

На отражение этого налёта поднялись как советские, так и китайские лётчики. Несмотря на то, что прикрывающих объект истребителей было существенно больше, чем обеспечивших действия бомбардировщиков, японских пилотов это не смутило и они смело атаковали численно превосходящего противника. В результате, обе стороны понесли серьёзные потери. В ходе боя лейтенант Оббаяси врезался в И-16 лейтенанта Г. Я. Кашина, который погиб в кабине своего истребителя, за что посмертно был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оббаяси, впрочем, также не повезло: сильно облегчённая конструкция А5М была явно неприспособленна для подобных способов ведения боя, и при столкновении истребитель развалился. После чего у Оббаяси вообще не осталось шансов на спасение, так как подобно большинству японских лётчиков - истребителей первых лет войны, он предпочитал брать с собой в кабину вместо парашюта свой офицерский меч...

В наступившем новом 1938 гору тараны в небе Китая совершали только китайские и советские авиаторы. Так, уже 18 февраля в крупном воздушном бою над Ханькоу лётчик У Диньчень из состава 22-й эскадрильи на И-15бис таранил японский А5М, а сам смог спастись на парашюте.


Истребитель И-15бис лётчика У Диньчень

29 апреля над Уханью имели место сразу 2 тарана. Первый совершил младший лейтенант Чэнь Хуайминь из состава 4-й авиагруппы гоминдановских ВВС, который на И-15бис в схватке с 5 А5М на лобовой атаке врезался в японский истребитель. В огненном взрыве погибли оба лётчика...

В том же бою лейтенант Л. З. Шустер из эскадрильи капитана Е. М. Николаенко, пилотируя И-16, нанёс удар по хвосту японского истребителя. О возможности спасения в подобной ситуации японских пилотов уже говорилось выше, что же касается нашего лётчика, то можно предположить, что Лев Захарович был или уже ранен, или при столкновении потерял сознание из-за удара о прицел, так как он не сделал попытки воспользоваться парашютом и позже его останки были найдены на месте падения его истребителя. Посмертно Л. З. Шустер был награждён орденом Боевого Красного Знамени.


А. А. Губенко.

31 мая в развернувшемся над Ханькоу настоящем воздушном сражении, в котором участвовало свыше 100 самолётов с обеих сторон, отличился капитан А. А. Губенко, воевавший в составе эскадрильи капитана А. С. Благовещенского. В ходе боя у Антона Губенко закончились боеприпасы, но так как самолёты противника продолжали бой наш лётчик таранил ближайший к нему А5М, срезав последнему винтом элерон на левой консоли. Судя по всему, пилот этого японского истребителя не обладал пилотажными навыками Каничи Кашимуры и потому погиб в обломках своего самолёта, а наш лётчик благополучно приземлился на своём аэродроме.

За этот бой Антон Алексеевич Губенко был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а впоследствии за успешный таран и 7 лично сбитых в небе Китая японских самолётов, он был удостоен звания Героя Советского Союза.

16 июля в воздушном бою над Наньчаном, согласно японской версии, 6 истребителей А5М из состава 15-й авиагруппы ВВС флота встретились с 11 китайскими "Гладиаторами" Мк-I. Согласно советским данным в тот день Наньчан подвергся налёту 19 японских бомбардировщиков G3M, который и прикрывали 6 выше указанных истребителей А5М. На отражение этого налёта взлетели китайские истребители из состава 28-й эскадрильи и отряд истребителей капитана А. С. Благовещенского.

Как позже выяснилось в этом бою погиб командир японского истребительного прикрытия лейтенант Мочифуми Нанго ( к моменту своей гибели одержал 8 побед ), являвшийся одним из самых известных командиров палубной авиации Японии в конце 1930-х годов. Надо сказать точные обстоятельства гибели до сих пор неизвестны. Основными считаются 2 версии.


Японский истребитель А5М2.

Согласно японской, в ходе схватки над озером Поянг, лейтенант Нанго атаковал И-15бис, который пилотировал лейтенант Валентин Дудонов. Японский ас, оставаясь незамеченным, зашёл в хвост советской машине и открыл огонь, но прежде чем Дудонов отреагировал на угрозу, А5М Нанго врезался в И-15. Советский лётчик покинул своё биплан и благополучно приземлился на парашюте, а Нанго погиб, так как его самолёт упал в озеро. Как выяснилось позже, у Нанго было плохое зрение, из-за чего он часто неправильно определял дистанцию до цели и неверно идентифицировал самолёты противника.

По отечественным данным фатальный удар японскому асу нанёс младший лейтенант В. Е. Шарай, который израсходовав боеприпасы, таранил своим И-16 японский истребитель И-96. [ Под этим обозначением в советских документах, а позже и в исторической литературе фигурировал японский палубный истребитель "Мицубиси" А5М. ] В некоторых источниках утверждается, что столкновение было непреднамеренным и произошло, как и отмечено в японской версии, при выходе из атаки.

Как бы там ни было, но японский ас был уничтожен, а легко раненый в ноги младший лейтенант Шарай благополучно посадил свой повреждённый И-16 на аэродром. За этот бой Виктор Ефимович был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Последний известный таран в небе Китая был совершён 3 августа 1938 ггда в воздушном бою над Ханькоу. Тогда отличился командир 28-й эскадрильи гоминдановских ВВС майор Арт Чин, который на своём "Гладиаторе Мк-I" таранил японский А5М, после чего был вынужден воспользоваться парашютом.

Арт Чин был китайцем американского происхождения и потому оказался достаточновосприимчив к традициям и ценностям западного образа жизни, а потому на борту его "Гладиатора" появилась белая перчатка, как символ вызова противника на поединок.


'Гладиатор Мк-I' майора Арт Чин.

Таким образом, за период с 1937 года по 1939 год в небе Китая имели место не менее 8 таранных ударов, 2 из которых приходятся на долю японских пилотов, и по 3 на китайских и советских лётчиков. Часть из этих таранов стороны классифицируют как непреднамеренные столкновения, однако в силу слабой изученности "авиационной компоненты" этого конфликта можно почти наверняка утверждать, что этот счёт не окончателен. [ Нет полной ясности не только по потерям противоборствующих сторон, но даже полный боевой состав ВВС оппонентов не уточнён. ]


Tags: Гоминьдан, Китай, Китайская республика, Советский союз, Япония, Японо-китайская война
Subscribe

Posts from This Journal “Японо-китайская война” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments