?

Log in

No account? Create an account

ОРИЕНТАЛИСТ

Востоковед в штатском

Previous Entry Share Flag Next Entry
Камикадзе: сила неба (часть 2)
Ориенталист
orientalist_v

11
Горящий Токио

Тем не менее, иных средств противостоять господствующим на морях американцам у империи не было, и атаки камикадзе лишь набирали силу. Японцы пробовали создавать образцы оружия, специально предназначенные для самоубийственных воздушных атак, но тщетно. Самым знаменитым примером является ракетный самолет-снаряд «Ока» («цветок вишни»). Он подвешивался к двухмоторному бомбардировщику «Бетти» и отцеплялся на подлете к цели. Устройство было настолько бестолковое, сырое и проблемное, что американцы, которые захватили несколько неповрежденных машин, окрестили его «Бака», то есть, «дурак», и, что характерно, были правы.

Подавляющее большинство самолетов-снарядов сбивалось вместе с носителями еще на подлете –радиус запуска устройства был существенно меньшим, чем радиус действия истребителей охранения. Правда, будучи запущенным, «Ока» разгонялась до такой скорости, что была малоуязвима для зенитных орудий. За это приходилось платить излишней пробивной силой – часто самолет-снаряд дырявил борта корабля насквозь и взрывался на той стороне, не нанося серьезного ущерба. Возможно, это помогло бы против бронированных линкоров, но к ним его, как правило, не допускали. Успешные атаки приходились, в основном, на эсминцы радиолокационного дозора, находившиеся сильно впереди основных сил.

1 апреля 1945 года началась высадка на Окинаву – последний крупный остров на пути к Японии. Командующий смертниками, адмирал Угаки, отказался от ударов крупными формациями (которые все равно были бы перехвачены) и приказал атаковать сравнительно небольшими группами. Для этого он собрал все, что хоть как-то могло летать, и решительно бросил эти силы в бой.

12
Самолет-снаряд «Ока»

Первые атаки начались еще ночью, до высадки. Досталось и недавно прибывшему на Тихий океан британскому флоту. Были поражены авианосцы «Индомитебл», «Индифэтигебл» и «Илластриес». Однако попадания не причинили англичанам практически никакого вреда – их авианосцы имели бронированные палубы. Это съедало водоизмещение и уменьшало состав авиагруппы, но в борьбе с камикадзе эта конструктивная особенность проявила себя наилучшим образом.

На 3 апреля успехи камикадзе были более чем скромны – они повредили несколько кораблей (при этом серьезно – лишь один эскортный авианосец) и не потопили вообще ничего. Угаки решил изменить тактику, и приказал посылать смертников крупными группами. В результате усердных поисков и работы техников количество пригодных к вылету самолетов удалось довести до 355. Несколько дней использовать эти машины мешала плохая погода, но 6 апреля тучи развеялись.

В воздух поднялась волна из 210 самолетов. Атака началась в 15-00 и продолжалась около 5 часов. Первый удар, как всегда, пришелся на эсминцы радиолокационного дозора, находящиеся в отрыве от основных сил. На эсминец «Буш» набросилось 20 камикадзе. Двоих удалось сбить зенитчикам, но три самолета поразили корабль. Это было слишком для этого сравнительно небольшого судна, и искореженное судно затонуло, прокачавшись на волнах до 18-30.

К «Бушу» спешил эсминец «Кэлхаун», который атаковало 12 смертников. Он успел сбить четверых, но получил 4 попадания. Команда боролась за корабль изо всех сил, но что-то делать было уже поздно, и судно пришлось оставить. Ночью смертельно раненый «Кэлхаун» пришлось затопить огнем из орудий.

Доставалось и откровенной мелочи. Так, в тральщик «Родман» угодило аж три самолета. Корабль охватило пламя, но длительные и самоотверженные усилия команды обернулись успехом, и судну удалось выжить. В другой тральщик, «Эммонс», врезалось 6 смертников, в том числе, и двухмоторный истребитель «Торю», который оторвал корму. Корабль, разумеется, затонул. Американцам удалось создать такой сильный огневой заслон вокруг наиболее важных кораблей, что многие камикадзе были вынуждены обратить внимание и на такие цели.

13
Горячее небо Окинавы

Камикадзе падали один за другим, поражая американские корабли и (в большей степени) волны Тихого океана. Штатовские моряки сумели выловить из воды одного тяжелораненого смертника. Японский солдат (а особенно, камикадзе) попросту не имел права быть захваченным, поэтому командование не заботилось снабжением пилотов инструкциями о поведении в плену. Поведение таких людей было непредсказуемым. Некоторые бросались на всех подряд, в частности, зафиксирован как минимум один случай, когда пленный японец убил скальпелем хирурга, который только что спас ему жизнь. Другие же охотно сотрудничали, не имея конкретных предписаний, что делать. Вытащенный из моря камикадзе сообщил, что 11 апреля состоится крупная атака смертников.

Тем временем южнее камикадзе пытались нанести удар по английскому флоту. Там их успехи ограничились лишь попаданием в авианосец «Илластриес», где самолет смертника сумел лишь снести одну из антенн и легко повредить два «Корсара» на палубе. Из команды никто не пострадал, и единственным погибшим в результате этой атаки был японский пилот, куски чьего тела еще долго живописно висели на антеннах авианосца, пока их не сняли.

Атаки продолжались до утра 7 апреля. Японцы бросили в бой 230 смертников, и, хотя смогли потопить или повредить сравнительно большое количество мелких кораблей, но ни на йоту не приблизились к главной цели – уничтожению авианосцев. А примерно в это же время американская палубная авиация рвала на части «Ямато», самый большой линкор в мире, посланный на помощь Окинаве. Угаки в любом случае не имел опытных пилотов-истребителей, и не мог обеспечить нормальное прикрытие. Все, что ему оставалось, так это пытаться уничтожить авианосцы массированными налетами смертников, но эти попытки провалились, и теперь он оставался совершенно один.

14
Единственные видимые повреждения на авианосце «Илластриес»

11 апреля стартовала новая массированная атака, длившаяся 3 дня и стоившая японцам 380 самолетов. Американцы потеряли эсминец «Абель» и десантное судно огневой поддержки LCS-33. Также японцам удалось серьезно повредить 9 кораблей, большую часть из которых составляли эсминцы, и нанести незначительный урон нескольким линкорам. Потери флота США в людях составили 254 погибших и пропавших без вести человека.

15-16 апреля началась третья массированная атака, в которой участвовало 165 самолетов камикадзе. Их ждали определенные успехи, например, повреждение авианосца «Интерпид», который был вынужден уйти на ремонт, но силы японцев уже слабели. В 8 утра 16 апреля камикадзе атаковали эсминец «Лэффи». В него врезались 6 самолетов и попали 4 бомбы, которые некоторые камикадзе пытались прицельно сбрасывать перед тараном. Он сбил 9 смертников, получил серьезные повреждения, но все равно остался в строю.

Положение японцев становилось все более безнадежным. Они дошли до того, что попытались организовать ночную атаку самолетов-снарядов «Ока», так как днем подавляющее большинство их носителей сбивалось еще на подлете. Предполагалось, что пилоты самолетов-снарядов будут находить цель по вспышкам зенитной артиллерии, но на деле в темноте было затруднительно найти даже места скопления кораблей. Лишь два «Бетти» смогли произвести запуск, но безуспешно – попаданий в ту ночь зафиксировано не было.

Японцы наносили не особо критичный, но вполне ощутимый урон, топя и повреждая эсминцы. И все же, им никак не удавалось добраться до главного – авианосцев. Наконец, 4 мая у них получилось поразить эскортный авианосец «Сэнгамон». Ему досталось довольно сильно – взрыв уничтожил 21 самолет и повредил оба подъемника. Начался пожар. Корабль окружили эсминцы и суда поменьше, поливая его из гидрантов. Эсминец «Хадсон» решил подойти поближе, за что тут же поплатился – моряки с «Сэнгамона», не особо разбираясь, что творится внизу, столкнули с палубы горящий самолет. Тут рухнул прямо на эсминец, как раз в то место, где хранились привязанные снаружи глубинные бомбы. Счет шел на секунды, но команде «Хадсона» удалось избавиться от нежелательного подарка, прежде чем он привел к детонации боеприпасов.

В этот день у камикадзе получилось прорваться и к английским авианосцам, но бронированным палубам было все равно, сколько смертников в них врежется. Так, в «Индомитебл» попало два «Зеро». Один из них смог лишь повредить несколько самолетов и оставить на палубе вмятину глубиной в 60 сантиметров. Второй же вообще срикошетил от палубы и свалился за борт.

15
Попадание камикадзе в авианосец «Индомитебл»

К 11 мая американцы уже контролировали некоторые аэродромы на Окинаве. Пилотам самолетов-снарядов «Ока» приказали повредить взлетную полосу одного из этих аэродромов на севере острова. Даже безропотные и оболваненные духом самурайства японцы не были готовы к тому, чтобы разбиваться о простую землю, и случился скандал. Тем не менее, летчики все же были вынуждены подчиниться и отправились в полет, но густая облачность поставила крест на этой операции.

Тем временем, качество материала, который японцы бросали в бой, становилось все хуже. Утром того же дня эсминец радиолокационного дозора «Хью У. Хэддли» на протяжении полутора часов отражал атаки камикадзе. Ему удалось уничтожить 23 самолета, прежде чем он был поражен многочисленными попаданиями и был поврежден до такой степени, что корабль пришлось отправить на слом.

В этот же день камикадзе добились серьезного успеха, серьезно повредив тяжелый авианосец «Банкер Хилл». Корабль отправился на ремонт в США, и больше не участвовал в боевых действиях. Последнее, впрочем, было не сколько результатом удачных попаданий смертников, сколько итогом быстрого окончания войны, помноженного на длину коммуникаций Тихого океана. 14 мая смертники смогли повредить авианосец-ветеран «Энтерпрайз», отправившийся после этого на двухмесячный ремонт.

Атаки, угасая, продолжались до 22 июня. Само название «камикадзе» пошло от значимого для японской мифологии «божественного ветра». В XIII веке монгольский хан (и по совместительству китайский император) Хубилай дважды предпринимал попытку завоевания Японии, насылая на нее флоты, один крупнее другого. Оба раза его планы расстраивал тайфун невиданной силы. Учитывая, как это много значило для средневековых японцев, представляется понятным, почему они с такой радостью и готовностью наделяли явление божественным происхождением. 7 июня флот США попал как раз в такой тайфун – пострадало 3 линкора, 4 авианосца, 13 эсминцев и 15 кораблей иных классов. Многие из них пришлось отправить на слом. Но то ли времена изменились, то ли японские боги были уже не те – в любом случае, наступательную мощь американцев это затронуло весьма слабо. Японцы последовательно и упорно жертвовали своими жизнями, казалось, им помогала сама природа, но остановить разозленную индустриальную державу это все равно не могло.

16
Тайфун, уничтоживший монгольские орды в XIII веке

Камикадзе на Окинаве удалось достигнуть определенных успехов – они потопили 26 кораблей (в основном, не крупнее эсминца) и повредили 164. Американцы были вынуждены отвести авианосцы чуть назад, на Филиппины. Помимо этого, на какое-то время существенно сократились налеты авиации на японские города – вместо них бомбардировщики равняли с землей аэродромы камикадзе не острове Кюсю. Нельзя отрицать эти события, являвшиеся прямым итогом работы камикадзе. Как, впрочем, и то, что глобально они ни на что не повлияли – авианосцы ремонтировались, бомбардировки продолжились, а Окинава медленно, но верно очищалась от засевших на ней японцев.

После падения этого острова накал атак смертников снизился – их берегли для обороны самой Японии. Штаты тем временем спокойно и методично собирали гигантский флот еще больших размеров, чтобы провал операции в результате действий камикадзе исключить, что называется, «с запасом». Американцы бомбили города, производящие самолеты, равняли с землей штабы и аэродромы. Огненному шторму, что обрушился на Японию летом 1945 года, позавидовала бы даже Германия времен дрезденской бомбежки. Но одиночные вылеты самоубийц все же совершались, и временами даже были успешными. Последняя потеря флота США во Второй Мировой войне произошла 29 июля, когда группа из 12 камикадзе потопила эсминец «Каллагэн».

15 августа в последний полет отправилась группа бомбардировщиков, возглавляемая адмиралом Угаки, человеком, который руководил ударами смертников на Окинаве. Японцы приписывали ему попадание в цель, однако на деле в этот день атак камикадзе зафиксировано не было. Скорее всего, воздушный отряд адмирала стал жертвой низкого качества топлива, и все самолеты попадали в море. На следующий день покончил самоубийством вице-адмирал Ониси – изобретатель и страстный идеолог тактики камикадзе.

18
Адмиралы Угаки и Ониси

Последним судном, потопленным пилотами-смертниками, стал советский катер-тральщик КТ-152, атакованный в районе Курильских островов. Судно имело смехотворное водоизмещение в 62 тонны, и от удара самолета тут же отправилось на дно. Немного раньше, в Маньчжурии, около десятка японских истребителей пытались таранить советские танки, но все абсолютно безрезультатно врезались в землю.

Всего за годы войны было потеряно 2 800 самолетов камикадзе. Это стоило японцам около 4 000 человек, что объясняется малообъяснимой для европейца практикой набиваться в самолет полным экипажем (если это бомбардировщик), а также потерями средних бомбардировщиков «Бетти», являвшихся носителями самолетов-снарядов «Ока». В этом списке не учтены обычные истребители, сопровождавшие смертников, а также камикадзе, которые не были записаны в самоубийцы, а действовали по собственной инициативе. Подобная практика была довольно распространена, но точно подсчитать количество таких «импульсивных камикадзе» не представляется возможным. Исследователи сходятся на количестве в 200-300 самолетов.

Помимо материальных потерь, это обошлось стране Восходящего солнца и окончательной деградацией ее военно-воздушных сил – с каждым новым ударом камикадзе гибли остатки более-менее опытных летчиков, и к августу 1945 года из толковых людей оставались практически единицы.

За это камикадзе смогли потопить 34 корабля водоизмещением более 1000 тонн. Из них 3 эскортных авианосца, 14 эсминцев, 9 транспортов. Остальными была откровенная мелочь вроде тральщиков и десантных судов. Повреждениям различной степени (которые порой приводили к исключению из списков флота, но довольно редко, и не в случае с крупными кораблями) подверглось 368 кораблей. Погибло 4 900 американских моряков. При этом 86 процентов камикадзе сбивались еще не подлете, а из оставшихся поразить цель получалось менее чем у половины смертников.

Как оценивать эти результаты – дело каждого. Несомненным остается лишь тот факт, что все усилия самоубийц не оказали ровно никакого исхода на ход войны – американцы не испугались, не сдались и не повернули, доведя дело до конца. Стоит только отдавать отчет в том, что феномен камикадзе – это не обычная тактика, увеличивающая процент попаданий. Это не средство, позволяющее «хоть как-то наносить удары в условиях тотального превосходства неприятеля». Это, как многократно утверждали сами японцы – оружие национального спасения, и рассматриваться в отрыве от миссии этого самого спасения оно не может. Что же до его успехов – вряд ли результаты войны для кого-то являются секретом.

Война закончилась капитуляцией Японии, и подготовленные для последнего сражения камикадзе так и не смогли показать себя. Впрочем, учитывая тотальное превосходство США во всем и вся, а также практически полную ликвидацию промышленности страны Восходящего солнца усиливающимися налетами B-29, представляется маловероятным, чтобы смертникам удалось кого-то удивить.

19

Несостоявшийся пилот-камикадзе рассматривает модель самолета «Зеро», наше время

После войны японцы были заняты попытками отстроить страну обратно. Они попали под американский контроль, и подверглись определенному идеологическому прессингу. Однако, в отличие от случая с немцами, он оказался не настолько удачен (и всепроникающ), и японцами не овладело чувство сознательного раскаяния, что царствует и поныне в уже объединенной Германии. Они не считают нужным особенно страдать по учиненным ими массовым убийствам, вид которых смог бы выдержать далеко не каждый нацист. Мало того, граждане Японии сознательно совершают издевательские акции, и со стороны государства не следует никаких репрессий. Так, в 1997 году, на годовщину Нанкинской резни, группа японских туристов сняла в Шанхае отель с проститутками и устроила там оргию, вывесив везде японские флаги. Переводя на европейские аналогии – это как если бы неонацисты приехали в Израиль, и устроили бы факельное шествие в День памяти жертв Холокоста, а после этого спокойно вернулись обратно в Германию.

К числу подобных «нераскаявшихся» принадлежат и авторы книги «Божественный ветер», Р. Иногути и Т. Накадзима. Оба имеют прямое отношение к камикадзе, а последний даже стоял у истоков этого феномена, руководя вылетами «богов ветра» на Филиппинах в качестве штабного офицера. Написанная ими книга ставит целью максимально обелить и возвеличить образ пилотов-смертников. На каждом шагу аккуратно, но неуклонно подчеркивается неподдельный энтузиазм и искренность жертвы, принесенной каждым добровольно записавшимся (речь о морской авиации, где не было принудительного комплектования) в самоубийцы. Но даже в этом труде нет-нет, да проскользнет что-то, похожее на правду. Так, одной из причин записи в камикадзе авторы называют бесплатный и безлимитный доступ в прифронтовые бордели, которым обладали все смертники. Уровень выживаемости к 1944 году был крайне низок – многие и не рассчитывали вернуться домой. А так они могли взять от жизни хоть что-то.

Впрочем, даже в послевоенной Японии, все еще негласно окутанной мраком самурайского духа, нашлись люди, открыто критиковавшие опыт камикадзе.

Адмирал Кантаро Судзуки писал: «С точки зрения стратегии, камикадзе следует признать результатом поражения в войне. По мере гибели опытных пилотов приходилось использовать неопытных новичков. В конце концов, в полет пришлось отправлять людей, практически не имевших летной подготовки».

20
Японская делегация на подписании капитуляции

Адмирал прав не во всем – деградация авиации началась еще до использования камикадзе, что вылилось в знаменитую «Марианскую стрельбу по куропаткам», в ходе которой американцы пачками сбивали неопытных японских пилотов, платя за это непропорционально малыми потерями. Но в том, что массовое использование смертников подстегнуло процесс, сомневаться, конечно, не приходится.

Доктор Дайсецу Судзуки (не имеющий никакого отношения к вышеприведенному адмиралу) зашел с другой стороны, взглянув на проблему с точки зрения японской интеллигенции: «Они пытались компенсировать недостатки, используя камикадзе. Ненаучное мышление, характерное для наших военных, было типичным и для остальной страны. Такая тактика не могла не быть самоубийственной для Японии в целом. Ею не стоит гордиться, она остается постоянным нашим позором».

Наиболее рациональным выглядел взгляд промышленников. Вот что писал Цунео Баба, президент одного из концернов: «Я склонен думать, что духовная мощь японского народа проявляется только в припадках гнева. В долгом забеге японцы быстро выдыхаются и слабеют. То же самое и с атаками камикадзе. Мы должны растить более выносливую расу, которая будет способна на большее, чем мгновенный героизм».

Подборку мнений завершает японский философ Масанори Осима, написавший книгу «Рассуждения о японском национальном характере»: «Японцев смерть не пугает. А на Западе, напротив, придается важное значение жизни отдельного человека. Они не готовы умирать столь охотно, а потому не могут понять психологию пилотов-камикадзе. Это не вопрос смелости, потому что люди Запада проявляют ее, борясь с природными стихиями, охотясь на диких животных, и так далее. Поэтому, когда они берутся за рискованное предприятие, то проводят его, используя всю свою предприимчивость и интеллект. Этот пример должен послужить хорошим уроком».

Все без исключения виды самоубийственных атак вели к неминуемому проигрышу войны. Некоторые из них были откровенно вредительскими (в чем со мной, безусловно, был бы согласен генерал Курибаяси, руководивший обороной Иводзимы), некоторые, как воздушные, приводили к определенному сиюминутному выигрышу, но в далекой перспективе вели к деградации родов войск и поражению. Такие жертвенные порывы еще могли помочь в средневековой Японии, менталитет которой еще не был полностью изжит во время Второй мировой войны, но в двадцатом веке подобное уже не играло роли. Авантюризм японцев столкнулся с реалиями индустриальной войны – войны миллионов, войны стали, топлива и бесчисленных рядов марширующих солдат. В такой войне побеждал тот, кто смог выстроить производственную и логистическую цепочку, а также придерживаться непротиворечивого плана. Япония потерпела сокрушительное поражение, и никакие жертвы, самоотверженность и ярость не могли ее спасти.

Автор: Тимур Шерзад


Posts from This Journal by “Вторая мировая война” Tag



  • 1
Психология камикадзе, как и причины того, что почему шли в смертники, хорошо описана в книге Автор сам из числа переживших войну смертников.

Там же хорошо просматривается и причина того, что тактика управляемых человеко-снарядов провалилась. И хоть это про подводные лодки, а не про самолеты, но тенденции одинаковы.

Возможно тактика камикадзе была бы более эффективной, если бы ее применили бы раньше, когда японцы имели паритет в воздухе и на воде. С хорошим прикрытием, выводившим атакующих камикадзе на ударную позицию, может быть что-нибудь и получилось бы. А так уже поздно было. Там где камикадзе могли прорваться, там бы и без них могли бы повреждения нанести. У того же Ёкоты описан хороший эпизод, когда капитан субмарины-носителя, не пускает человеко-торпеды, сказав, что тут он и обычными торпедами справится.
Все изначальные успехи, следствие необычности тактики. Как только американцы оправились от первого шока, преимущество в численности, вооружении и организации взяли свое.

Да и в ряды камикадзе надо было изначально не пускать опытных летчиков. С этим японцы тоже слишком поздно прочухались.

И лично мое мнение, что еще один корень зла был в том, что самураю проще и важнее красиво погибнуть, чем победить. Под это заточены все их культы, традиции и религия. Островные мутанты, право слово. ))

Edited at 2018-10-11 07:13 am (UTC)

Это точно. Еще когда конные самураи отталкивали друг друга, в надежде поймать в грудь ракету, было понятно, что со стратегией победы у них некоторые проблемы.
Камикадзе - жест отчаяния. Попытка опередить время, получив задешево управляемое и самонаводящееся оружие. Проблема была с ТТХ самого оружия, которые не превосходили ТТХ средств поражения. Грубо говоря, если сейчас систему наведения крылатой ракеты засунуть в истребитель, обвешанный бомбами, он тоже не прорвет даже минимальную ПВО...
С этой точки зрения, "Ока" имела какой-то потенциал. Если еще год над ней поработать, да применять, например, в случае влета носителей в составе полка, при условии прикрытия 1-2 ИАП...

Чисто с теоретической точки зрения, было бы интересно посмотреть на результаты несостоявшегося штурма метрополии. Какую бы эффективность показали бы кайтэны и камикадзе при массированной атаке с баз метрополии? Но, что-то мне кажется, что низкую. Не сумели бы как хотели "умыть десант кровью". Так что Император правильное решение принял.

Да, мне тоже кажется, что японцы не смогли бы сосредоточить достаточно сил, чтобы не допустить захвата и расширения плацдарма. А дальше, дело техники...
Во всяком случае, ни одной крупной десантной операции, до этого, они сорвать не смогли. Весь опыт противодействия морским десантам свидетельствует о том, что нужно исходить из того, что плацдарм будет расширен, а здесь японцы мало что могли противопоставить...

И лично мое мнение, что еще один корень зла был в том, что самураю проще и важнее красиво погибнуть, чем победить.

Мнение какое-то достаточно странное у вас. Все разговоры о красивой гибели там начинались только в ситуациях, когда альтернативой смерти было поражение. Когда все шло хорошо и хватало обычной тактики, то никто умирать не рвался.

Островные мутанты, право слово.

Скажите, каково это быть более нищим, чем "островные мутанты", иметь меньший IQ, чем они, и быть неспособным наладить уровень быта, обустроить свою страну на таком же уровне как они?

Может это вы континентальные мутанты?

О, какой реликт выполз. ))) А тебя в этом журнале разве еще не забанили?

Кстати, хорошая идея!;-)

  • 1